Поутру веди себя следующим образом:
1. Проснувшись, прежде всего, старайся обратить свои мысли к Господу Богу. Обращение наших мыслей к Господу Богу должно быть самым естественным нашим делом даже и во всякое иное время дня, потому что совершенно нет никого, кто мог бы быть для нас так необходим, так любезен и бесценен, как Бог. Ибо совершенно все, что мы имеем и что когда-нибудь прежде имели, не исключая и нас самих, — все есть дар Божий. Но тот, кто для нас всего необходимее, всего бесценнее, особливо всего любезнее, поутру обыкновенно всегда приходит нам на мысль, прежде всего. Как скоро поутру просыпаемся, просыпается с нами и
мысль о том, кто или что для нас всего нужнее и любезнее. Это всегда так бывает естественно.
Поэтому всегда же естественно, прежде всего, наша мысль должна обращаться к Господу Богу с каким-нибудь сердечным воззванием, например, Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Всемилостивый! и т. п. Мы были бы недостойны имени христианина, если бы, пробуждаясь от сна, открывали глаза только телесные, а не духовные, и думали прежде о земле и о земном, а не о Господе Боге.
2. Ежели время, в которое ты проснулся, есть то время, в которое или около которого тебе должно встать, то без всякого замедления, делая на себе крестное знамение, говори: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. А потом: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
3. За сим ни мало не медля, или в то же время, вставай с постели. Немедленное вставание поутру с постели для нашей плоти часто бывает весьма неприятно, потому что наша плоть, как ленивый раб, всегда больше любит лежать и спать или сластолюбствовать и оставаться в праздности. Непременно всякое утро поступай против худых пожеланий твоей плоти. Это действование против плоти пусть будет твоею первою жертвою Господу Богу. Немедленное вставание поутру, не говоря ни о чем ином, весьма полезно для души потому, что когда мы, проснувшись, долго лежим в постели, то в это время весьма удобно, как уже давно заметили все усердно ищущие себе спасения, возникают в нашем теле нечистые расположения, а в нашей душе — нечистые мысли и желания, которые потом, во время дня, легко ввергают неосторожных в тяжкие грехи и в величайшую опасность потерять спасение. Но кто поутру мужественно поступает против желаний своей плоти, тот во время дня и вечером противостоит случающимся с ним искушениям, даже весьма трудным. Впрочем, ежели ты сколько-нибудь наблюдал за собою, то очень хорошо знаешь это сам.
4. Вставши с постели, немедленно умойся, а умывшись, немедленно же оденься так, как должно быть одетым человеку степенному. Поутру немедленно так надобно одеваться, хотя б и никого из людей с нами не было ибо, во-первых, мы никогда не бываем совершенно одни, но всегда и везде бывают с нами наш Ангел Хранитель и Господь Бог. Наш Ангел Хранитель, если мы сами не удаляем его от себя, всегда бывает с нами, а Господь Бог совершенно всегда бывает с нами по самому Своему существу, так как Он Бог вездесущий. О Нем живем и движемся, и есмы, говорит св. апостол (Деян.17:27,28). Во-вторых, потому, что, проснувшись и умывшись, нам тотчас должно стать пред Господом Богом с утреннею молитвою: а мы, прилично не одевшись, никогда не смеем явиться к какому-нибудь, даже земному небольшому нашему начальнику. Наконец, в-третьих, потому, что, тотчас после сна прилично одевшись, ты сбережешь себя от двух опасностей, которым в наше время, к несчастию, очень часто подвергаются весьма многие люди, именно: от опасности подать другим соблазн своею полунаготою и от опасности заразиться духом бесстыдства. Ах, друже! Кто бесстыден даже поутру, от того чего ждать в полдень и вечером?
5. Умывшись и одевшись, стань пред
святыми иконами и совершай утренние молитвы, какие и в каком порядке установила истолковательница и хранительница пути ко спасению св. Церковь. Чтобы тебе молиться беспрепятственно, особливо ежели не умеешь читать, выучи наизусть, по крайней мере, начальные утренние молитвы. Трудно ли это? И как не знать наизусть даже Господней молитвы, т. е. молитвы: Отче наш, Иже еси на небесех! Выучи! Это самая главная молитва и весьма спасительная на всякий случай.
Митрополит Григорий, С.-Петербургский, 1856 год